Существует множество причин, по которым учёные всего мира не разрабатывают единого препарата против коронавируса. Первая и самая очевидная – деньги. Пандемия катастрофически сказалась на всех, мир хотел бы избежать второй волны и раз и навсегда закрыть эту историю. Отсюда огромный спрос на вакцину. Компания, которая первой разработает лекарство, гарантированно получит огромную прибыль, а государство, помимо денег, заработает и солидные политические дивиденды.
Но деньгами всё не ограничивается. Объединение учёных всего мира нерационально и с точки зрения исследовательского процесса (хотя звучит-то красиво, согласны). По
статистике, более 90% разрабатываемых вакцин не доходят до серийного производства — проблемы появляются как на начальных этапах разработки, так и на поздних этапах тестирования. Как правило, вторую фазу исследований проходит не более трети всех прототипов, а полный цикл исследований — всего 9,4%.
Хороший пример — судьба вакцины от коронавируса SARS. Препарат в течение многих лет разрабатывали несколько исследовательских групп, однако ни одна из вакцин-кандидатов не оказалась эффективной. В результате учёные прекратили исследования, как только вспышка заболевания закончилась.
Другая причина — мутация вируса. Мигрируя от региона к региону, COVID-19 меняется, из-за чего «универсальная» вакцина имела бы ограниченное применение, а где-то и вовсе оказалась бы бесполезной.
Анатолий Альтштейн подчёркивает необходимость изучения нескольких штаммов разными исследовательскими группами: «Важно видеть, насколько этот вирус может меняться. Не исключено, что сейчас мы сделаем вакцину, а вирус приобретет новые мутации, которые изменят его антигенные свойства».