Совсем другая ситуация наблюдается в западных странах. Сам сбор и хранение персональных данных в Европе и США пока не центрированы вокруг государства. Они распределены между крупнейшими компаниями, что на данный момент не позволяет государствам получить монополию
на информацию о гражданах, как это сложилось в КНР.
Конечно, государства принимают законы, направленные на защиту персональных данных, а сами подспудно стремятся поставить digital-сферу под свой контроль. Однако традиционно более сильные корпорации, с которыми правительствам приходится постоянно искать консенсус, а также сильный правовой климат удерживают эру наступления цифровой диктатуры. Поэтому ситуация здесь складывается двойственная.
С одной стороны, считается, что американские спецслужбы получили полный доступ к «виртуальной» жизни граждан после терактов 11 сентября. В 2007 году в тех же Соединенных Штатах приняли «Закон о борьбе с терроризмом». В это же время у ФБР и ЦРУ появляется сервис для сбора персональных данных пользователей соцсетей, а также сервисов Microsoft, Google, Apple, Yahoo. Была получена возможность
даже для записи телефонных разговоров. О тотальной слежке «большого брата» подробно рассказал Эдвард Сноуден, вынужденный скрываться сегодня в России.
При этом американцы стремятся не отстать от Китая и также активно развивают потенциал «больших данных»: еще во время президентства Обамы американское правительство запустило шесть федеральных программ по развитию больших данных на общую сумму $200 миллионов.
С другой стороны, в некоторых американских штатах действуют очень жесткие законы по защите персональных данных. Например, в 2020 году в Калифорнии был принят закон, позволяющий гражданам знать, какую информацию о них собирают компании и как они ее используют. При этом каждый пользователь имеет право потребовать удалить всю информацию о себе. В этом же штате
запретили использовать технологии Face-ID для работы полиции.
Законы, направленные на защиту персональных данных, принимаются и в Европе. С 25 мая 2018 года на территории ЕС начал действовать Общий регламент по защите данных (GDPR). При этом он распространяется
и на компании стран, которые не входят в ЕС.
Согласно Регламенту, информация об использовании данных должна предоставляться субъекту в доступном виде, а согласие на обработку
не должно быть «секундной процедурой». Подтверждение должно быть «четким утвердительным актом в письменной или устной форме», — говорится в документе. Компания, собирающая данные, также должна обеспечить должный уровень их защиты от утечки.
Традиционно сильное гражданское общество в западных странах проявило себя и в период пандемии, так что решения, принятые европейскими властями, не предполагали прямого и постоянного контроля человека. Например, в Польше обязательная загрузка селфи в специальное приложение распространялась только на вернувшихся из-за границы.
Западная Европа тоже далеко не сразу пошла на цифровой контроль. Во Франции, например, только в первой половине апреля дополнительно к печатному формуляру для выхода из дома, ввели онлайн-форму. При этом гражданам пообещали, что власти не смогут хранить и использовать персональную информацию. Заступается, во всяком случае публично, за неприкосновенность частных сведений о гражданах ЕС и руководство «старого света». Комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович в одной из своих статей подчеркивает, что обеспечение здоровья не должно стать «карт-бланшем» для слежки.